Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Голосование
Какая форма получения информации о семейном жизнеустройстве детей-сирот наиболее удобна для вас?
Всего 120 человек
Голосование
Я разделяю точку зрения, что «чужих детей не бывает»
Всего 94 человека

ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ!

Дата: 11 июня 2014 в 10:15, Обновлено 30 октября 2017 в 16:53

Памятка для родителей «Благополучие в семье»

Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте и, следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение. Оно выражается в следующих чертах поведения и чувств ребенка:

- наличии чувства доверия к миру;

- способности проявлять гуманные чувства;

- способности сопереживать и чувствовать состояние другого;

- наличии положительных эмоций и чувства юмора;

- способности и потребности в телесном контакте;

- чувстве удивления;

- вариативности поведения;

- способности к произвольному усилию для преодоления препятствий или снятия дискомфорта, в том числе и в ситуации соревнования-соперничества;

- способности к положительному подкреплению себя и собственных действий;

- способности к осознанию особенностей собственного поведения в соответствии с возрастом.

Эмоционально благополучный ребенок - улыбчив, непосредственен, разговорчив, доброжелателен, слушает других, способен преодолеть эгоцентрическую позицию, не грубит родителям, не ворует, не драчлив, обладает чувством юмора, не криклив, не обижает других.

Эмоциональное благополучие ребенка свидетельствует, что представления взрослых о том, что необходимо и интересно ребенку, соответствует его реальным потребностям. В противоположность этому эмоциональное неблагополучие, как правило, говорит о дисбалансе между этими факторами.

Эмоциональное неблагополучие может иметь различные причины:

биологические- врожденные особенности психологического развития ребенка, особенности его темперамента и характера и т.д;

психосоциальные - особенности воспитания в семье; ценностные ориентации родителей; наличие конфликтных отношений между членами семьи, включая взрослых и детей, и т.д.

Эмоциональное неблагополучие ребенка складывается постепенно и проявляется в виде личностных реакций на поведение окружающих.

Основные условия эффективности собственного поведения взрослых, позволяющие свести к минимуму возможность возникновения эмоционального неблагополучия ребенка, следующие:

  • принятие ребенка в единстве его позитивных и негативных качеств;
  • создание в семье атмосферы положительных эмоций;
  • создание в семье атмосферы безопасности для ребенка;
  • поощрение и стимуляция развития всех способностей ребенка - эмоционально-волевых, интеллектуальных, психомоторных (например, родители часто совершают ошибку, не придавая эмоциональному благополучию ребенка должного значения, а считая, что успешность обучения является более важным показателем его развития, что впоследствии может довольно негативно сказаться на психическом здоровье ребенка);
  • в зависимости от возраста и поведения ребенка варьирование взрослыми собственных стратегий поведения, включая формы поощрений и ограничений (например, хвалить за реальные результаты и игнорировать демонстративные реакции ребенка в зависимости от степени их выраженности и места проявления);
  • включенный в детскую жизнь, в том числе в игровую деятельность ребенка.

Признаки здорового эмоционального состояния у детей:

(От четырех до шести лет)

  • ищет конструктивный выход эмоциональному напряжению в спокойной и осмысленной форме (например, рисование или игра);
  • начинает высказывать суждения о причинах и проявлениях эмоций;
  • становится все более самостоятельным в плане получения удовлетворения и разрешения эмоциональных затруднений;
  • проявляет все большее сочувствие и интерес к другим людям (особенно сверстникам);
  • ищет и признает справедливость в эмоциональных конфликтах.

(От шести до семи лет)

  • склонен проявлять крайние формы эмоционального ответа, например, неудержимый восторг вместо спокойной радости или истерический плач вместо просто грусти;
  • очень восприимчив к эмоциональным травмам;
  • может проявлять опасения перед посещением школы и испытывать в связи с этим отношение родителей к себе;
  • формирует многочисленные, относительно поверхностные и кратковременные взаимоотношения со сверстниками;
  • начинает включаться в “сексуальные игры” со сверстниками, чтобы удовлетворить любопытство, связанное с гениталиями;
  • чаще вступает в конфликты с братом или сестрой;
  • может прибегать ко лжи и воровству как форме противодействия и непослушания. 

Симптомы эмоциональных проблем:

(От трех до шести лет)

  • частые случаи самонаказания и нанесения себе травм;
  • частые и тяжелые конфликты с другими детьми;
  • постоянное уединение, избегание контактов с другими детьми;
  • общая неспособность следовать правилам и указаниям;
  • нежелание разговаривать и договариваться;
  • внезапные, заметные и продолжительные периоды снижения общей уверенности в себе, невнимания или утраты интереса к окружающему;
  • постоянная меланхолия.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Психологи рекомендуют придерживаться в воспитании вашего ребенка следующих основных правил семейного воспитания:
1. Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. 
2. Главное средство воспитания ребенка – это пример родителей, их поведение, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее забавах и радостях, это труд добросовестное выполнение им ваших поручений. 
3. Не опекайте ребенка, не делайте за него то, что он может и должен сделать сам. Помогайте ему в приобретении умений и навыков, пусть он научится делать все то, что умеете вы.
4. Следите за тем, чтобы у него образовались добрые, хорошие привычки и не возникали дурные. Научите его различать добро и зло. Разъясните вред курения, алкоголя, наркотиков, распущенности, лжи. 
5. Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой. Еще более вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями школы, учителей. 
6. Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный климат, когда никто на него не кричит, когда даже ошибки и проступки обсуждаются без брани и истерики. Психическое развитие ребенка, формирование его личности в болей степени зависит от стиля семейного воспитания. Конечно, необходим некоторый контроль за поведением и учением ребенка с целью оказания ему помощи в трудных ситуациях. Но важнее всячески способствовать развитию у него самоконтроля, самоанализа и саморегуляции совей деятельности и поведения.
7. Приучайте ребенка заботиться о младших и старших в семье. Мальчик пусть уступает девочке, с этого начинается воспитание будущих отцов и матерей, подготовка счастливого супружества. 
8. Следите за здоровьем ребенка. Приучайте его заботиться самому о своем здоровье, о физическом развитии. Помните, что за годы обучения в школе ребенок переживает в той или иной форме возрастные кризисы: в 6-7 лет, когда у ребенка возникает внутренняя позиция, осознание своих чувств и переживаний; кризис полового созревания, проходящий обычно у девочек на 2 года раньше, чем у мальчиков, и юношей кризис поиска своего места в жизни. Будьте внимательны к ребенку в эти кризисные периоды, меняйте стиль своего отношения к нему по мере перехода от одного возрастного периода к другому. 
9. Семья – это дом, и как всякий дом он может со временем ветшать и нуждаться в ремонте и обновлении. Не забудьте время от времени проверять, не нуждается ли ваш семейный дом в обновлении и ремонте.

Желаем вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребенка, пусть он приносит вам радость и счастье!

Памятка для родителей.

Профилактика кризисных состояний

Общие признаки суицидального риска:

  • Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Но будьте начеку, когда замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда человек уходит в себя, сторонится вчерашних друзей и товарищей.
  • Капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, служебными или семейными неурядицами и т.п. Но когда настроение человека чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги.
  • Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Некоторые люди становятся замкнутыми, уходят в себя, но при этом маскируют свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго не замечают перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях — прямой и открытый разговор с человеком.
  • Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом суицидента обратить на него внимание, помочь ему. Однако подобный призыв обычно дает противоположный результат — неприязнь окружающих, их отчуждение от суицидента.
  • Нарушение аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности.
  • Раздача подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. Как показывает опыт, эта зловещая акция — прямой предвестник грядущего несчастья.
  • Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К его слому может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими и моральными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться человеку трагедией его жизни. Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.
  • Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении человека должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый человек неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве, которое человек стремиться скрыть под маской веселья и беззаботности. Другим тревожным симптомом является снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни.
  • Угроза. Любое высказанное стремление уйти из жизни должно восприниматься серьезно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. В таких случаях нельзя допускать черствости, агрессивности к суициденту, которые только подтолкнут его к исполнению угрозы. Напротив, необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить ему помощь, консультацию у специалистов.
  • Активная предварительная подготовка: собирание отравляющих веществ и лекарств, оставление боевых патронов, рисунки с гробами и крестами, разговоры о суициде как о легкой смерти, посещение кладбищ и красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной жизни.

Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. Помогите своему ребенку избежать депрессии. Что можно предпринять?

Уважаемые родители, во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами — более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка.

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное — собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия — психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

И, в-четвертых, если есть какие-то изменения в поведении подростка, которые вы не можете объяснить, необходимо обратиться за консультацией к специалисту — психологу, психотерапевту.

На базе ГУО «Социально-педагогический центр Мостовского района» действует телефон доверия 6-04-29, куда вы с 08.00 до 20.00 всегда можете обратиться за помощью и консультацией.

Воспитание без наказания. Воспитание детей с использованием естественных и логических последствий их поведения

                                                 

К сожалению, наш родительский опыт доказал, что воспитание детей в семье при помощи крика, критики, увещеваний, чтения нотаций и  поучений не дает желаемого результата. Телесные и физические наказания детей делают их поведение только хуже.

Использование традиционных методов семейного воспитания не улучшает отношений между родителями и детьми, и часто их использование встречает сильнейший протест ребенка и вызывает все более изощренные детские манипуляции.

Родителям бывает сложно понять, в чем ошибки воспитания и  почему дети больше не желают положительно реагировать на те методы воспитания, которые были эффективны, когда они сами были детьми.

Консультант должен помочь родителям понять, что теперь они живут в другое время и в другом мире, где дети больше не приемлют авторитарной системы взаимоотношений и будут бороться с теми, кто пытается на них давить, а в случае наказания будут стремиться отомстить. Поэтому родители вынуждены учиться новым приемам воспитания, которые отрицают любой вид давления и  доминирования.

Перед родителями встает вопрос: Как воспитывать детей без наказания, и возможно ли это в принципе?

Для детей и подростков, осознанно игнорирующих правила семейной и  общественной жизни предлагается воспитательная система естественных и  логических последствий, основанная на принципах сотрудничества.

Это система, в которой ребенок может соотнести последствия своего плохого поведения со своими же поступками. Например, одна моя клиентка рассказала мне, что ее сын мечтал о велосипеде, но потом, когда велосипед ему купили, сын упорно бросал его без присмотра на улице, и в конце концов велосипед украли. Вместо того, чтобы читать нотации своему ребенку о том, как плохо он поступил, я посоветовала ей использовать естественные последствия этого происшествия. Раз велосипед украли по недосмотру ребенка, то ему придется ходить без велосипеда до тех пор, пока он не накопит деньги на покупку нового. Моя клиентка сказала своему сыну, что она не должна покупать ему за свои деньги новый велосипед вместо украденного. Но она не должна была и ругать или винить его. Утрата велосипеда заставит ее сына понять, как правильно обращаться со  своей собственностью.

Надо различать естественные и логические последствия поведения ребенка. Естественные последствия наступают безкакой-либо специальной подготовки.

Например, многие родители подростков жалуются на консультации как трудно разбудить ребенка утром в школу. Часто это превращается в настоящие мучения для родителей – все эти многократные напоминания и побудки. Родитель, придерживающийся системы воспитания без наказания позволит естественным последствиям научить ребенка вставать вовремя без напоминаний. Ведь если ребенок не просыпается вовремя, а родитель в это не  вмешивается, то наступает естественное последствие – он опаздывает в школу. При этом родитель может сохранить свои дружеские отношения с ребенком, поскольку мама или папа в этом не виноваты и не несут ответственности за имевшую место неудачу.  

Логические последствия наступают по предварительной договоренности родителя с ребенком. Например, однажды ко мне за консультацией обратилась Татьяна, чьи двое сыновей никогда не убирали за собой игрушки, книги и одежду. После консультации Татьяна сообщила своим детям, что если к  определенному времени порядок в комнате не будет наведен, то все валяющиеся вещи будут убраны в некую коробку, из которой ничего нельзя будет забрать в  течение определенного времени (в ее случае 3 дня). Результат был не совсем обычным. Дети, не желая лишаться своих вещей, поддерживали порядок, а первой вещью, которая попала в эту коробку, была сумочка Татьяны с ключами и  документами от машины. К чести моей клиентки, она оказалась на высоте и подала детям хороший пример, в течение срока «ареста» сумочки она пользовалась общественным транспортом.

Воспитательная система, основанная на применении естественных и  логических последствий должна внедряться родителями постепенно.

Обычно на консультации выясняется, что текущее конфликтное состояние отношений в семье складывалось несколько месяцев или даже лет. Поэтому, лучше всего для начала при помощи консультанта выделить одну или две несложных проблемы и решить их, а затем приступать к более сложным задачам.

Дети и подростки в целом принимают систему логических последствий, они видят в ней смысл и логику и им нравится принять на себя большую ответственность, которую предоставляет им эта система. Хотя некоторые дети изменяют свое поведение уже после нескольких применений метода логических последствий, другим требуется несколько недель или месяцев для того, чтобы система стала эффективно действовать.

Я, как консультант всегда предупреждаю родителей о возможности отсроченного результата. В противном случае, этот подход останется одной из тех рекомендаций, которые хорошо выглядят в теории, а на практике не  работают. 

Автор статьи: Ольга Цейтлин, семейный психолог

*************************************************************************************************

Советы родителям

Многие советы родителям уже более подробно обсуждались в статьях раздела «Детско-родительские отношения». Они собраны здесь для того, чтобы родители имели их под рукой  в любое время. Хотя эти советы родителям применимы к большинству ситуаций, не нужно стараться следовать им буквально. В правилах всегда есть исключения и всегда можно принять решение на основе здравого смысла.

Находите время для совместных игр или занятий с детьми. Когда родители играют с детьми и вместе развлекаются, их отношения укрепляются. Каждый день обязательно уделяйте немного времени на то, чтобы выслушать своих детей и вместе занятьсячем-нибудь веселым.

Смело проявляйте свою любовь к ребенку. Будьте нежны и  ласковы, как можно чаще говорите, что вы его любите. Но не душите его своей любовью.

Не придирайтесь, не ворчите, не браните, не читайте лекций и  нотаций. Активно используйте поощрение. Повторяется то, на что обращают внимание. Если мы хотим добиться хорошего поведения, мы должны подмечать именно его, а не жаловаться на плохое.

Не бойтесь спрашивать совета у ребенка. Этим вы покажете ему, что относитесь к нему с уважением и цените его мнение.

Если вы хотите, чтобы дети чего-то не совершали, то не делайте этого сами у них на глазах. И наоборот, если вы хотите, чтобы ребенок что-то делал, демонстрируйте это своим поведением. Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок пил или курил, не пейте и не курите сами. Не ждите от ребенка любви к  чтению, если вы сами не являетесь примером читающего человека

Не следуйте двойному стандарту по отношению к своему поведению и  поведению своих детей. Если вы хотите, чтобы ребенок поменьше смотрел телевизор, то и сами не смотрите его часами.

Не стыдитесь признаться ребенку, что вы совершили ошибку. Родители, никогда в этом не признающиеся, воспитывают в своих детях страх неудачи.

Не опекайте ребенка чрезмерно. Если вы не позволяете поехать ребенку на экскурсию со своим классом из-за того, что что-нибудь может случиться, то вы привьете ему страх перед риском и лишите возможности стать независимым.

Не сидите рядом с ребенком, заставляя его выполнить домашнее задание. Этим самым вы берете на себя ответственность за его школьные дела. Это не значит, что вы не можете ему помочь, если ребенок чего-то не  понял. Родители, которые сидят за уроками со своими детьми, не дают им  возможности научиться работать и мыслить самостоятельно. 

Не относитесь пренебрежительно к общепринятым правилам поведения и  распорядку дня. Ребенок, который не привык к порядку и не научился выполнять домашние обязанности, может столкнуться с трудностями адаптации в  школе.

Не платите ребенку за выполнение домашних обязанностей. Мы  платим тем людям, которые нам прислуживают. Платя ребенку за работу дома, мы не даем ему почувствовать себя полноценным членом семьи. Выдавайте ребенку деньги на карманные расходы, не используя их как награду или наказание.

Не позволяйте себе в разговоре с ребенком умалять его чувство собственного достоинства. Разговаривайте с ним так же вежливо и  уважительно, как со взрослым человеком.

Не показывайте неравного отношения к детям, обращаясь с кем-то лучше, чем с другими. Этим вы нарушите равноправие и создадите почву для обид и чувства несправедливости.

Будьте последовательны, не идите у ребенка на поводу. Если ребенок почувствует, что ему потакают, он не узнает границ дозволенного и  научится вами так манипулировать, что вы будете все время уступать ему. Если вы  сказали «нет», то не отступайте от своего решения. Если вы уступаете, то  показываете, что ошиблись в своих рассуждениях и оценке ситуации – делайте это в крайних случаях.

Не требуйте от ребенка моментального повиновения. Не просите, например, выключить телевизор сразу же, как вы об этом попросили. Дайте ему несколько минут, чтобы оторваться от телевизора. Не требуйте от ребенка подчинения командам, обращаясь с ребенком как с солдатом.

Не говорите слишком много. Не напоминайте ребенку постоянно, что ему делать.Скажите раз или два, и если ребенок не хочет вас слышать, примените логические последствия. Когда родители читают нотации, дети их  перестают слышать. Постоянная критика еще никого не сделала лучше. Нужны действия, а не слова.

Не критикуйте. Говорите о положительном, ободряйте ребенка, чтобы он не стыдился делать ошибки.

Не позволяйте ребенку диктовать вам свои условия. Это показывает ваше неуважение к себе и учит ребенка приказывать и ожидать подчинения от окружающих.

Не защищайте ребенка в школе от учителя или от других детей. Это внушит ребенку, что окружающие настроены против него. Вы можете обсудить с  ребенком существующую проблему и помочь ему разобраться в ситуации, но решить проблему – его обязанность.

Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам, кроме случаев, когда вы сильно торопитесь. Когда вы делаете что-то за ребенка, вы подрываете его уверенность в своих силах и приучаете его ожидать, что его работу сделают другие люди.

Не используйте телесных наказаний. Вместо этого используйте естественные и логические последствия. Предоставляйте выбор перед их применением. Например, вы можете сказать, что у ребенка есть выбор пойти вместе с вами в магазин и помогать вам делать покупки или остаться дома.

Не заставляйте ребенка повиноваться. Это не приведет к  внутреннему желанию подчиняться. Он может привыкнуть подчиняться только при сильном давлении.

Не мешайте супругу по-своему воспитывать ребенка. Это проявление вашего неуважения к его решению. Кроме того, ребенок быстро научиться использовать вас друг против друга. Если ребенок жалуется вам на  другого родителя, он должен знать, что вы не будете вмешиваться.

Не защищайте ребенка, которого вы считаете «слабым». Он должен сам научиться ладить со своими сестрами и братьями. Часто «слабый» ребенок сознательно провоцирует других детей для того, чтобы родитель пришел и защитил его. Защищая, вы только усилите соперничество между детьми.

Не давайте впутать себя в драки детей. Часто дети дерутся, чтобы заставить вас беспокоиться. Лишайте их драки своего внимания, уходите в  то место, где вы не услышите драки. Когда они прекратят потасовку, вернитесь и  займитесь своими делами, при этом ничего им не говоря.

Не лгите ребенку и никогда не просите ребенка лгать. Не  просите ребенка соврать кассиру о его возрасте, чтобы купить более дешевый билет. Иначе ребенок научится лгать, когда ему это выгодно.

Не запрещайте ребенку приводить в дом друзей из-за того, что они шумят или создают беспорядок. Поговорите с ними и попросите не создавать беспорядка во время игры.

Не давайте обещаний, если не можете их выполнить.

Что бы ребенок ни делал, не отстраняйтесь от него. Отвергайте его поведение. Ребенок должен чувствовать вашу любовь, хотя при этом вы можете сказать, что вам не нравится его поведение.

Не сравнивайте детей. Этим вы будете увеличивать конкуренцию между ними.

Не завершайте похвалу словом «но». Так вы внушаете ребенку, что он ни с чем не справляется достаточно хорошо, и он может отказаться от  всяких попыток.

Не проявляйте излишнего любопытства, заглядывая в ящики и карманы ребенка. Этим вы выражаете неуважение к его собственности и можете заставить его прятать свои вещи более тщательно.

Не подслушивайте телефонные разговоры ребенка. Этим вы  демонстрируете пренебрежительное отношение к личной жизни ребенка.

************************************************************************************************

Дети дерутся. Что делать, если ребенок дерется

                               

Родители часто обращаются за консультацией по поводу того, что их дети дерутся. Несмотря на то, что многие родители до сих пор считают, что драки детей в семье – это естественное явление, и что все дети дерутся, и со временем это пройдет само собой, многие родители жалуются на  то, что они устали от детских драк, постоянных воплей, тумаков и жалоб детей друг на друга.

Давайте рассмотрим причины детских драк и что делать родителям, если ребенок дерется.

Дети дерутся для того, чтобы привлечь внимание родителей. Особенно часто драка используется для привлечения внимания, если ребенок в  семье получает слишком мало позитивного внимания.

Некоторые дети дерутся, чтобы продемонстрировать свою власть и  над теми, с кем дерутся, и над родителями, особенно когда родители постоянно останавливают детские драки.

Если дети имеют целью своего поведения месть, то они могут использовать драку как способ сделать родителям больно, то есть отомстить.

Дети, которые демонстрируют притворную беспомощность, никогда не  дерутся, а жалуются, что бьют их.

                                                         

Часто родители защищают одного из детей, обычно самого слабого или младшего и просят детей делать, как он хочет. У старших это вызывает обиду и желание отомстить младшему. Они могут делать это незаметно для взрослых. Если родители защищают младшего, он чувствует себя победителем, а сам продолжает допекать своего брата или сестру. Родители не понимают, что такими действиями они только подпитывают соперничество между детьми.

Родители часто не замечают провокаций «хорошего» ребенка, который провоцирует своего брата или сестру, когда пинает его под столом или нашептывает оскорбительные  слова.

Поэтому родители должны проявлять большую осторожность в оценках, тщательно анализировать ситуацию и по возможности избегать вмешательства в  детскую драку.

При этом родители должны отбирать у детей любые предметы, которые могут быть использованы в драке.

Родителям бывает трудно удержаться от того, чтобы не прекратить драку или защитить одного из детей. И задача консультанта помочь родителям понять цели драк детей и убедиться, что родительское вмешательство только подкрепляет представление ребенка о том, как привлечь внимание родителя.

Иногда родители считают, что все мальчики по природе драчуны, и  снисходительно относятся к тому, что мальчики дерутся, хотя предпочли бы, чтобы драк вообще не было. Они категорически не одобряют, когда мальчики бьют девочек. В семьях, где есть мальчики и девочки, это задает двойной стандарт. В таких семьях девочки получают привилегированное положение, они провоцируют братьев и часто дерутся с мальчиками в школе и во дворе. Такие девочки постоянно жалуются взрослым, что мальчики бьют их и требуют для мальчиков наказаний, хотя сами провоцируют их самым изощренным образом. Консультант должен помочь родителям понять, что двойной стандарт в отношении драк позволяет дочери считать, что она вправе провоцировать мальчиков.

Есть дети, которые дерутся просто потому, что им скучно. Это случается, когда детям не привит интерес к различным видам деятельности, и они не умеют себя развлечь, поэтому такая драка является привлечением внимания родителей.

Для родителей будет оптимальной позиция отстранения от драк, с  запретом использовать во время драки любые предметы, с помощью которых дети могут поранить друг друга.

Тем не менее, детские драки не должны лишать родителей права на  спокойствие.

Поэтому родители, желающие прекратить детские драки в принципе, должны придерживаться трех принципов: сохранять спокойствие, молчать и не вмешиваться в драку; не становиться зрителем и слушателем, сразу уходя в другую комнату;  выгонять дерущихся из комнаты, сказав, что если дети собираются драться, они должны уйти из комнаты и вернуться, когда драка закончится.

Самое главное для родителей дерущихся детей: удержаться от вмешательства. Когда родители не вмешиваются и устраняются, драки становятся все реже и слабее и обычно прекращаются. Таким образом родители дают детям возможность самим решать свои проблемы и научиться взаимодействовать.

Автор статьи: Ольга Цейтлин, семейный психолог  

*************************************************************************************************

Дети помогают родителям. Домашние обязанности ребенка

Должны ли дети помогать родителям? Многие родители считают, что не стоит обременять детей домашними обязанностями. Они думают, что работа по дому будет отнимать у детей беззаботное детство, которое дается только раз. Часто родители, приходящие ко мне на консультацию считают, что с  детей достаточно школьной учебы и кроме этого им от детей ничего не нужно.

Тем не менее, как семейный психолог, я считаю, что гораздо важнее то, что, когда дети помогают родителям, выполняя домашние обязанности, они будут чувствовать себя необходимыми в семье, способными внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членами.

На консультации я помогаю родителям понять, что, обучая детей ответственности за домашние дела, мы развиваем их социальный интерес и готовим их к тому, чтобы они не боялись ответственности и вне дома.

Дети, которые помогают родителям и имеют круг своих домашних обязанностей обычно лучше учатся в школе, потому что они лучше взаимодействуют с учителями. Без такой подготовки дети становятся потребителями и в будущем хотят только получать что-тоот других людей. Они просто сидят дома и ждут, когда кто-то придет и даст им то, что они хотят. Иногда у таких детей складывается ощущение, что они что-то из себя представляют только тогда, когда их кто-то обслуживает.

Основываясь на своем опыте и жизненных ситуациях, взрослые могут придумать массу самых разных дел, которые может с пользой для семьи выполнять ребенок. Но  иногда родители пребывают в растерянности, не зная, что можно поручить детям, поэтому далее я приведу примерные перечни домашних обязанности детей разного возраста, которые я взяла с небольшими изменениями в книге Б. Б. Грюнвальд, Г.В.Макаби «Консультирование семьи». Итак, чем дети помогают по дому в  разных возрастах:

Домашние обязанности трехлетнего ребенка

Собрать и положить игрушки в соответствующее место.

Положить книги и журналы на полку.

Отнести салфетки, тарелки и приборы на стол.                                                          

Убрать за собой оставшиеся после еды крошки.

Очистить свое место за столом.

Чистить зубы, мыть и вытирать руки и лицо, причесываться.

Самому раздеться, с небольшой помощью – одеться.

Вытереть за собой следы «детской неожиданности».

Донести небольшие продукты до нужной полки, убрать вещи на нижнюю полку.

Домашние обязанности четырехлетнего ребенка

Сервировать стол, в том числе хорошими тарелками.

Помочь убрать бакалейные товары.

Под наблюдением родителя помогать в покупке круп, макарон, сахара, печенья, конфет, хлеба.

По расписанию давать корм домашним животным.

Помогать прибирать в саду и во дворе на даче.

Помогать расстилать и убирать постель.

Помогать мыть посуду или с помощью загружать посудомоечную машину.

Протирать пыль.

Намазывать масло на хлеб. Готовить холодные завтраки (хлопья, молоко, сок, крекеры).

Помогать приготовить простой десерт (положить украшение на торт, добавить варенье в мороженое).

Делиться с друзьями игрушками.

Доставать из почтового ящика почту.

Играть дома без постоянного наблюдения и без постоянного внимания взрослых.

Развешивать носки и носовые платки на сушке.

Помогать складывать полотенца.

Домашние обязанности пятилетнего ребенка

Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.

Самому приготовить бутерброды или простой завтрак и убрать за собой.

Самостоятельно наливать себе питье.

Сервировать обеденный стол.

Сорвать с грядки салат и зелень.

Добавлять по рецепту некоторые ингредиенты.

Расстилать и убирать кровать, прибирать комнату.

Самостоятельно одеваться и убирать одежду.

Чистить раковину, туалет и ванну.

Протирать зеркала.

Сортировать белье для стирки. Складывать отдельно белое, отдельно цветное.

Складывать и убирать чистое белье.

Отвечать на телефонные звонки.

Помогать прибирать квартиру.

Оплачивать мелкие покупки.

Помогать мыть машину.

Помогать выносить мусор.

Самостоятельно решать как потратить свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений.

Кормить своего питомца и убирать за ним.

Самостоятельно завязывать шнурки.

Домашние обязанности шестилетнего ребенка (первый класс)

Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или для определенного случая.

Пылесосить ковер.

Поливать цветы и растения.

Чистить овощи.

Готовить простую пищу (горячие бутерброды, вареные яйца).

Собирать вещи в школу.

Помогать развешивать белье на бельевую веревку.

Вешать свою одежду в платяной шкаф.

Собирать дрова для костра.

Собирать граблями сухие листья, полоть сорняки.

Прогуливать домашних животных.

Нести ответственность за свое мелкие раны.

Выносить мусор.

Приводить в порядок ящик, где хранятся столовые приборы.

Накрывать на стол.

Домашние обязанности семилетнего ребенка (второй класс).

Смазывать велосипед, ухаживать за ним. Запирать его в специальном месте, когда он не используется.

Принимать телефонные сообщения и записывать их.

Быть на посылках у родителей.

Мыть собаку или кошку.

Тренировать домашних животных.

Нести пакеты с продуктами.

Самостоятельно без напоминаний вставать по утрам и ложиться спать вечером.

Быть вежливым и учтивым с другими людьми.

Оставлять после себя в порядке ванну и туалет.

Гладить простые вещи.

Домашние обязанности восьми- и девятилетнего ребенка (третий класс)

Правильно складывать салфетки и раскладывать столовые приборы.

Мыть пол.

Помогать переставлять мебель, вместе со взрослыми планировать расстановку мебели.

Самостоятельно наполнять себе ванну.

Помогать другим (если его просят) в работе.

Наводить порядок в своих шкафах и ящиках.

Покупать себе одежду и обувь с помощью родителей, выбирать одежду и  обувь.

Менять без напоминания школьную одежду на чистую.
Складывать одеяла.

Пришивать пуговицы.

Зашивать распоровшиеся швы.

Чистить кладовку.

Убирать за животными.

Знакомиться с рецептами приготовления простых блюд и учиться их  готовить.

Срезать цветы и готовить вазу для букетов.

Собирать фрукты с деревьев.

Разжигать костер. Готовить все необходимое для приготовления пищи на  костре.

Красить забор или полки.

Писать простые письма.

Писать благодарственные открытки.

Кормить ребенка.

Купать младших сестер или братьев.

Натирать полиролью мебель в гостиной.

Домашние обязанности девяти- и десятилетнего ребенка (четвертый класс)

Менять постельное белье и складывать грязное белье в корзину.

Уметь обращаться со стиральной машиной и сушилкой.

Отмерять стиральный порошок и кондиционер для белья.

Покупать продукты по списку.

Самостоятельно переходить улицу.

Самостоятельно приходить на назначенные встречи если туда можно дойти пешком или доехать на велосипеде.

Печь печенье из полуфабриката в коробках.

Готовить еду на семью.

Получать свою почту и отвечать на нее.

Готовить чай, кофе или сок, разливать по чашкам.

Ходить в гости.

Планировать свой день рождения или другие праздники.

Быть в состоянии оказать простую первую помощь.

Мыть семейный автомобиль.

Учиться бережливости и экономии.

Домашние обязанности десяти- и одиннадцатилетнего ребенка (пятый класс)

Самостоятельно зарабатывать деньги (например, сидеть с детьми).

Не бояться одному оставаться дома.

Ответственно распоряжаться некоторым количеством денег.

Уметь ездить на автобусе.

Ответственно относится к личному хобби.

Домашние обязанности одиннадцати- и двенадцатилетнего ребенка (шестой класс)

Быть в состоянии взять на себя обязанности лидера вне дома.

Помогать уложить спать маленьких братьев и сестер.

Самостоятельно выполнять свои дела.

Косить газон.

Помогать отцу в строительстве, поделках и выполнении домашних дел.

Чистить плиту и духовку.

Самостоятельно распределять время для учебных занятий.

Домашние обязанности учеников старших классов

В школьные дни отход ко сну в определенное время (по согласованию с  родителями).

Принимать на себя ответственность за приготовление пищи для всей семьи.

Иметь представление о здоровом образе жизни: есть здоровую пищу, поддерживать правильный вес, регулярно проходить медицинский осмотр.

Предвидеть потребности других и предпринимать соответствующие действия.

Иметь реалистические представления о возможностях и пределах возможностей.

Последовательно выполнять принятые решения.

Проявлять взаимное уважение, преданность и честность во всех отношениях.

По возможности зарабатывать немного денег.

Автор статьи: Ольга Цейтлин, семейный психолог

*************************************************************************************************

Детская ложь. Детское воровство

Детская ложь и детское воровство – это проблемы, с которыми достаточно часто сталкиваются семьи. Эти две проблемы, а особенно проблема детского воровства оказывается очень болезненной проблемой для родителей, ведь, воруя, ребенок нарушает один из самых сильных социальных запретов – «не укради».

Почему ребенок лжет? Почему дети воруют?

Некоторые дети лгут, чтобы избежать реального или возможного наказания. Другие могут лгать или красть для того, чтобы ощутить свою власть или превзойти кого-либо, особенно взрослого.

Многие маленькие дети лгут в силу своего богатого воображения и не осознают того факта, что говорят неправду.

Есть дети, которые крадут или лгут для того, чтобы отомстить своим родителям, для которых крайне важно доверие. Такое отношение к моральным ценностям, которым родители придают особое значение, становится их болевой точкой, по которой из мести бьет ребенок.

Дети могут красть ради привлечения внимания, особенно  если они считают, что должны совершить что-то особенно плохое, чтобы родители занялись ими.

Кража вещей, особенно в магазине, будоражит кровь и дает ребенку возможность ощутить превосходство над миром взрослых. В юношеском возрасте кража может рассматриваться как акт возмездия обществу, которое подросток считает враждебным.

Если за консультацией обращается семья, которая хочет понять, что делать если ребенок ворует или что делать, когда ребенок лжет, то сначала необходимо правильно распознать цель такого поведения. Консультант будет выяснять в обсуждении как ребенок пришел к убеждению, что красть или лгать выгодно, а также какова может быть роль родителей в этой ситуации.

В заключении консультации родители и ребенок с помощью консультанта должны будут прийти к соглашению что делать с фактами кражи или лжи, если они вновь произойдут.

Родители не обязаны проявлять к ребенку благодушие, пытаясь не замечать проблем воровства или лжи, и они не должны пытаться справиться с этими проблемами окольным путем. Если ребенок стащил какую-то книжку в магазине, то  родитель должен отвести ребенка к менеджеру магазина, чтобы все уладить и за все заплатить.

Если родитель твердо знает, что ребенок ворует деньги из его кошелька, то родитель должен сказать об этом ребенку и попросить их вернуть. Если у ребенка нет этих денег, то родитель может удержать их из его карманных денег или попросить вернуть взятые деньги из накоплений ребенка.

Хорошей профилактикой лжи и воровства может стать поведение родителей, которые должны следить за тем, чтобы не учить ребенка лгать, когда это выгодно. Например, родителям не стоит выдумывать несуществующую причину, которая оправдает непосещение школы ребенком. Не стоит просить ответить ребенка по телефону, что родителя нет дома, когда на самом деле он  просто не хочет разговаривать со звонящим. Детей всегда раздражает, когда взрослые ведут себя непоследовательно. Когда родители ведут себя последовательно и придерживаются понятной стратегии в своем поведении, дети также ведут себя более приемлемым образом.     

Автор статьи: Ольга Цейтлин, семейный психолог

*************************************************************************************************

Детские истерики. Вспышки раздражения и гнева у детей. Раздражительный ребенок

В настоящее время среди взрослых людей наметилась тенденция, поощряющая открытое выражение гнева, враждебности и раздражения, поскольку подавление гнева, предположительно, может оказать негативное влияние на человека. В обществе становится нормальным высказывать другому человеку «все, что о нем думаешь» без прикрас и оглядки на приличия. Собственные чувства и эмоции ставятся на первое место по отношению к чувствам и  эмоциям другого.

Я как семейный психолог не поддерживаю эту точку зрения, она противоречит основной установке, что всякое поведение целенаправленно по своей сути (то есть, гнев и раздражение служат определенной цели и определенному намерению человека). Я считаю вредным приучать детей к открытому выражению гнева и  раздражительности и поощрять детские истерики, потому что это учит детей манипулировать окружающими, а не строить с ними отношения.

Конечно же, бывают моменты, когда гнев и раздражительность можно не сдерживать. Когда, например, ребенок по-настоящему старается выполнить какое-то дело, а оно не получается, он испытывает злость и гнев. Или человек испытывает в ситуации несправедливости «праведный гнев». Однако, даже в  ситуации «праведного» раздражения и гнева этого все равно не достаточно для выработки правильных решений.

Вспышки раздражения и гнева у детей (детские истерики) часто используются ими для демонстрации своей силы и для того, чтобы заставить родителей уступить их требованиям.

Подверженные подобным вспышкам гнева и раздражения дети часто являются прекрасными актерами. Они проявляют необычайную изобретательность в способах шантажа своих родителей при помощи истерики, чтобы добиться от  них желаемого. Они кричат и визжат, бросаются на пол и бьют об него ногами, бьются головой о стену, крушат вещи, задерживают дыхание или угрожают убежать из дома и даже покончить с собой, если родители не уступят.

Родителей пугает такое сильное проявление эмоций, и они в отчаянии уступают ребенку, когда видят, что, попросту говоря, ребенок истерит. Некоторые родители пытаются переключить внимание ребенка, другие наказывают или пытаются заставить его встать и уйти в другую комнату. В результате все выливается в борьбу за власть. Снова ребенок оказывается победителем: ему удалось так разозлить родителей, что они прибегли к силе и  наказанию!

Один мальчик рассказал мне на консультации, что когда он закатывал истерику, его мама заставляла его встать и пойти в свою комнату, но ему всегда удавалось пнуть или ущипнуть ее.

Как избавиться от раздражительности у детей? Как бороться с детской истерикой?  Как отучить ребенка впадать в гнев?

Мне бы хотелось заметить, что никто не проявляет вспышек гнева и  раздражительности в одиночестве. Выражение гнева в  одиночестве не имеет смысла. Для истерики всегда нужен зритель.

Поэтому самым эффективным способом борьбы со вспышками гнева, раздражения и истериками у детей является лишение их зрителя.

Родителю нужно уйти и дать ребенку возможность бросаться на пол и вопить столько, сколько его душе угодно.

Дети редко доводят себя до такого состояния, когда им становится действительно больно. Но если родители расстроятся или испугаются, то ребенок станет вить из них веревки, угрожая причинить или причиняя себе боль. Если родители останутся невозмутимыми и на них эти сцены не произведут должного впечатления, то ребенок откажется от таких представлений.

Существует категория «нормальных» детей, которые таким образом хотят заставить родителей уступить. Если же ребенок становится буйным и постоянно наносит себе увечья, то родителям следует обратиться за консультацией к  психиатру или психологу.

После того, как ребенок успокоится, родителям не следует упоминать о  произошедшем , им следует разговаривать с ребенком так, как будто ничего не  произошло. Если ребенок повторит подобный «приступ» детской истерики, то и родителю следует повторить свои действия и  удалиться.

Когда детский гнев и раздражительность готовы сносить все на своем пути, родительская стратегия должна быть схожа с действиями яхтсменов на лодке, попавшей в шторм – яхтсмены не поднимают, а убирают все паруса, чтобы уменьшить действие ветра и на моторе уйти в безопасное место. 

Автор статьи: Ольга Цейтлин, семейный психолог

************************************************************************************************

КАК РАСПОЗНАТЬ, ЧТО ВАШ РЕБЕНОК ИСПЫТЫВАЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТРЕСС?

 Гармоничное, правильное развитие ребенка, его личности возможно при наличии здоровья, в том числе и психологического здоровья. Должно быть благополучие в детских эмоциях. И желательно, чтобы его было как можно больше для того, чтобы правильно происходило познание окружающего мира, человеческих отношений и отношений человека с природой. И поведение детей, и их самочувствие очень часто могут указывать взрослым, что в развитии характера и формировании личности ребенка происходит сбой. Какие же проявления свойственны для «сигналов аварии» в психологическом здоровье мальчика или девочки? Что может послужить поводом для обращения за помощью к психологу или психотерапевту?

     На наличие эмоционального. Психологического стресса детского организма указывают следующие признаки:

  1. Эмоциональная неустойчивость - легко возникающий плач, раздражительность, обидчивость, беспокойство, неуверенность в действиях, непоследовательность в поступках, капризность, страхи .
  2. Вегетативная неустойчивость – легко возникающее покраснение или побледнение кожи, в основном  на лице, «комок в горле», «каша во рту», колебание артериального давления преимущественно в сторону его понижения, повышенная потливость, неустойчивый пульс, плохое самочувствие при колебаниях атмосферного давления.
  3. Нарушение сна трудности с засыпанием, чуткий с пробуждением или очень глубокий сон, плохое самочувствие утром после пробуждения.
  4. Нарушение обмена веществ, нейродермит, плохой аппетит, снижение массы тела, болезненно заостренные реакции организма на  запахи, лекарства, пыль

      и некоторые пищевые   вещества в виде кашля, зуда.

  1. Частые простудные эаболевания, особенно тогда, когда отчетливо имеется связь с действием нервных, стрессовых факторов.
  2. Психомоторные нарушения в виде заикания, ночного и дневного недержания мочи «энурез», недержание кала «энкопрез», нервных тиков (непроизвольные, часто и однотипно повторяющиеся подергивание мышц лица), мигание, наморщивание лба, шмыгание носом, раскрытие рта, подергивание губ, щек, сокращением артикуляционных и дыхательных мышц- звуки типа «КХ», поперхивание, покашливание, попискивание, тяжелые вздохи, прерывистая, напоминающая заикание речь.

            Такие нарушения часто не осознаются и не замечаются ребенком, и        очень часто зависят от времени года, утомления, нервного напряжения.     

  1. Невротические реакции – кратковременные переживания в ответ на действия психотравмирующих факторов – повышенная возбудимость или заторможенность в первое время посещения дошкольного учреждения, состояние подавленности при расставании, заостренные переживания по поводу наличия заболевания или физического дефекта.
  2. Патологические привычки - упорный онанизм (мастурбация), постоянное сосание пальца, навязчивое грызение ногтей.

             Очень часто все указанные признаки неблагополучия в психологическом

состоянии  и эмоциональной жизни усиливаются или проявляются в трудные моменты жизни ребенка, к которым относятся начало посещения детского сада или школы, эмоциональная холодность или чрезмерная опека значимых взрослых, острая или длительная психотравмирующая ситуация.

       В такие периоды, порой очень непростые, своей жизни ребенок требует очень чуткого и душевно тонкого к себе отношения со стороны родных и близких, а иногда участия специалистов. От родителей порой требуется пересмотреть некоторые свои принципы воспитания сына или дочери, сделать эти принципы более действенными и может быть менее «заметными» для детского восприятия; в некоторых моментах перестроить свое эмоциональное взаимодействие с миром детей, может быть более ярко вспомнить  свое детство для того, чтобы позволить      ребенку с меньшим напряжением адаптироваться    к открывающемуся  во всей своей красоте и противоречии к окружающему миру.  

***********************************************************************************************

Как общаться с маленьким  ребенком?

Очень часто мы, родители, чувствуем себя неуверенно в вопросах воспитания  детей. Мы обращаемся за помощью к родным, ищем поддержки у знакомых и педагогов. Знание основных принципов общения с малышом поможет открыть новые собственные возможности и придаст вам больше уверенности. Мы надеемся, что эти материалы могут стать источником вдохновения и хорошим началом взаимодействия с вашим ребёнком в повседневных жизненных ситуациях.

  1. Показывайте ребенку положительные чувства – покажите, что вы любите своего ребенка. Даже очень маленькие дети, которые не понимают, что вы говорите, и сами не могут говорить, могут воспринять ваше выражение любви и радости, печали и гнева. Когда знаками привязанности, улыбкой, разговором и другими выражениями радости и энтузиазма вы показываете заботу и любовь, вы вызываете у ребенка чувство надежности и общности.

  1. Попытайтесь понять потребности и желания своего ребенка, подстраивайтесь при любой возможности под его инициативу. Чтобы ваши отношения с ребенком были максимально гармоничны, необходимо, чтобы вы внимательно относились к состоянию, чувствам и желаниям своего ребенка. Легче наладить хороший диалог, если вы попытаетесь подстраиваться под ребенка и следовать тому, чем он занимается. 

  1. Говорите с ребенком о том, чем он заинтересовался, и попытайтесь начать «разговор» жестами, звуками и выражением чувств. Этот ранний «разговор» взглядами, жестами, звуками, улыбками и положительными эмоциями важен для развития тесной привязанности между вами и вашим ребенком. Эта ранняя форма контакта также важна для обучения общению и является основой развития речи.

  1. Хвалите и одобряйте ребенка, показывайте, что вы цените то позитивное, что он пытается делать. Когда вы выражаете свое принятие, похвалу и одобрение, ваш ребенок ощущает, что вы цените то позитивное, что он делает. Через эти позитивные реакции  и объяснения, почему это хорошо, ребенок учится, что является хорошим и правильным. Он также учиться тому, чего вы желаете и каких действий вы от него ожидаете. Прежде всего, это важно, потому что ваши позитивные реакции и похвала того, что ребенок делает хорошо, является основой его чувства собственного достоинства, уверенности в себе и инициативности.

  1. Помогите ребенку сконцентрировать внимание на том, что вы вместе переживаете. Через взгляды, прикосновения и разговор с ребенком вы помогаете ему участвовать в том, что вы вместе переживаете и делаете. Этим вы помогаете своему ребенку приобрести переживания и впечатления, которые выделяются более четко и вызывают интерес. Совместные переживания важны для ощущения общности и для того, чтобы ребенок при вашем посредничестве мог узнать новое об окружающем мире.

  1. Выделите смысл того, что вы вместе переживаете. Говоря о том, что вы переживаете, называя предметы и людей, показывая свои чувства, энтузиазм и то, что это для вас важно, вы помогаете  своему ребенку связать переживания со смыслом. При передаче смысла вы также помогаете ребенку установить осмысленные отношения с окружающим миром.

  1. Помогите ребенку лучше понять окружающий мир при помощи объяснений и ваших мыслей о нем.

Через понятные объяснения ребенку, как происходят повседневные вещи, как переживания связаны друг с другом, каким образом вы думаете о том, что вы переживаете, вы помогаете своему ребенку лучше понять окружающий мир и свое отношение к нему.

  1. Помогите ребенку контролировать себя и понять, что отношения с окружающим миром имеют связи, которые можно предусмотреть.

Вашему  ребенку необходимы руководство и помощь для того,чтобы научиться понимать и контролировать свои отношения с окружающим миром.Важно,чтобы ваш ребенок научился понимать связь между своими собственными действиями.

Рекомендуемая  литература:

1.Карстен Хундейде «Восемь принципов хорошего диалога»,

 ИРАВ, С-П, 1999 г.

*********************************************************************************************

                 

Ребенок-провокатор. Мой ребенок доводит меня до бешенства  

В моей консультативной практике я часто слышу от родителей: «Мой ребенок так плохо себя ведет, что доводит меня до бешенства», «Порой я готова убить своего ребенка», «Я дохожу до белого каления от поступков сына/дочери».

Частенько детские манипуляции заставляют родителей потерять контроль над собой и жестоко наказывать своих детей-провокаторов. Как следствие, родители испытывают угрызения совести, их снедает чувство вины. А  после родитель частенько пытается подкупить ребенка, чтобы получить его прощение за наказание.

Родители, понимая, что телесные наказания детей не дают желаемого результата, задаются вопросом, существует ли  семейное воспитание детей без наказания.

Одна мама на консультации пожаловалась мне на то, что временами ее сын Никита доводил ее до состояния ярости. Вот один из таких эпизодов.

На семейном совете решили, что через год Никите нужно будет сдавать серьезный экзамен по математике для поступления в гимназию. Для этого родители с сыном договорились, что мама будет регулярно заниматься с ним математикой. При столкновении с малейшими трудностями Никита начинал ныть и отказывался включаться в работу, как бы его ни уговаривали. Как только мама начинала терять терпение и угрожать наказаниями, он начинал доказывать, что на самом деле он  очень старался, просто задача попалась слишком сложная. В результате занятия превратились в бесконечное выяснение отношений между мамой и сыном. Никита стал большим виртуозом в доведении родителей до бешенства.

Однажды, когда неприемлемое поведение Никиты зашло слишком далеко, мама не  выдержала, изорвала его тетрадь и больно отхлестала по щекам. Позже она почувствовала себя ужасно, заплакала, стала просить прощения и говорить что любит сына. В этот день занятие было отменено, а Никита дал обещание впредь заниматься хорошо. На следующий день вместо занятий Никита снова стал спорить и  «тянуть одеяло на себя».

Моя клиентка подкрепляет вызывающее поведение своего ребенка, позволяя ему манипулировать ситуацией таким образом, что в  конечном итоге сама испытывает чувство вины и позволяет ребенку добиться своего – не заниматься математикой.

В большинстве случаев ваш ребенок очень хорошо знает, что и зачем он делает. Это подтвердилось в дальнейшем разговоре с Никитой, который подтвердил, что когда мама сильно сердится на него и впадает в бешенство, потом она чувствует себя скверно и позволяет ему получить то, что он хочет.

Мать не знала, что делать с Никитой. Поэтому на консультации мы учились с  ней не реагировать на провоцирующее поведение импульсивно, применяя телесные наказания, а применять систему естественных последствий, не давая сыну ее  разозлить. Например, если Никита во время занятий будет капризничать, то в этот день мама не будет с ним заниматься, а Никита будет решать задачи самостоятельно. 

Я убедила ее, что если все же она не сможет сдержаться и накажет Никиту, ей  не следует испытывать чувство вины и тем более не компенсировать ребенку наказание. Любые мамы и папы прежде всего люди, поэтому отныне мама Никиты иногда может позволить своим чувствам взять верх и поступать неправильно. Однако, сначала ей нужно поразмышлять над своими ошибками и извлечь из них урок. Если мама Никиты будет применять в повседневном общении новые знания о  том, как воспитывать детей без наказания, тогда в будущем такие ситуации будут встречаться все реже и реже. 

Автор статьи: Ольга Цейтлин, семейный психолог

    

*****************************************************************************************       

Ребенок ноет.         Хнычущий ребенок

Многие маленькие дети ноют, хнычут и плачут, чтобы привлечь внимание родителей. Обычно с возрастом это проходит, но до определенного времени это нытье сильно раздражает родителей и они попросту не понимают, как отучить ребенка ныть.

Часто родители идут на уступки ребенку, лишь бы только не слышать его нытья. Родители знают, что поступают неправильно, но они попросту не могут терпеть, когда ребенок ноетили не выносят детского плача. Однако после уступки, они неизменно читают ребенку маленькую нотацию о том, как им  надоело слушать нытье, плач или хныканье. Эта лекция, как правило, полностью игнорируется ребенком и, к сожалению, не меняет его поведение.

Лучшим способом поведения родителей, когда ребенок ноет, будет полное игнорирование.

Если родителю трудно это выносить, когда ребенок постоянно ноет или когда ребенок хнычет, то ему нужно удалиться в  такое место, куда ребенок за ним не может последовать. Если вы находитесь дома, то можно запереться в ванной до тех пор, пока ребенок не прекратит нытье.

Очень эффективным способом в обращении с хнычущим ребенком может быть «шоковая терапия». Вместо того, чтобы требовать прекратить нытье и хныканье, можно попросить ребенка ныть каждый раз, когда он начинает что-нибудь говорить. Одна из мам, использовавших этот прием в общении со своим сыном-нытиком, напоминала ему, что настолько привыкла к нытью, что если сын не ноет, она начинает по нему скучать. После этого нытье полностью прекратилось, а мама никогда больше не упоминала о нем.

Иногда достаточно бывает не вмешиваться, ничего не говорить, не ругать, и  просто не уделять поведению ноющего ребенка внимания. В этом случае ребенок часто сам решает свои проблемы. Например, одна мама рассказала мне, что ее дочь любила ныть о том, что ей скучно. Мама полностью игнорировала поведение дочери и, в конце концов, та объявила, что пойдет слушать диски в своей комнате.

Психолог на консультации может предлагать родителям разные варианты реакции на нежелательное поведение детей, иногда какая-то рекомендация может и не сработать. В таком случае консультант в следующий раз предложит другой вариант. Но бывает и так, что, поняв общий подход к проблеме, родители и сами придумывают новые приемы, которые оказываются эффективными.

Автор статьи: Ольга Цейтлин, семейный психолог

***********************************************************************************************

   

Детская агрессия

Рекомендации для родителей

                

 Если проявление агрессии и возникший конфликт вызвали у ребенка стресс, то следует придерживаться данной стратегии:

  • Не стоит возлагать на ребенка все свои ожидания и не следует предъявлять ему большое количество претензий;
  • Нужно разделять эмоции и чувства ребенка, но не следует перегибать палку, слишком лезть в душу ребенка;
  • Необходимо быть терпеливым слушателем, если ребенок готов рассказывать о своих проблемах, значит, выход еще есть и реше-

ние конфликта можно найти;

  • Предотвращайте самонаказание, не надо позволять ребенку становиться затворником, по возможности необходимо «вытаскивать» его из дома и не поддерживать его склон-

ность к самообвинению;

  • Всегда надо находить время на общение с ним;
  • Поощряйте положительные качества ребен-

ка;

  • Хвалите увлечение спортом и физические упражнения;
  • Если ребенок сторонится вашего общества и общества других людей нужно обращаться за помощью к специалистам.

                                                                   

Агрессия… И как бороться с нею? 
Когда её с годами всё труднее 
Извлечь, изъять из сердца человека… 
А человек со злом в душе — калека… 

Когда мы о хорошем забываем, 
Агрессию зовём и развиваем, 
Весь мир чернеет, как с приходом ночи 
И небо нам недоброе пророчит… 

Эмоции играют злую шутку 
И потеряв контроль хоть на минутку, 
Мы совершаем жуткие поступки, 
Перемолов добро, как в мясорубке… 

Мы рушим отношения былые, 
На правду и неправду очень злые… 
Мы выключаем солнце над собою 
И называем боль своей судьбою… 

Агрессия… Давайте вместе с вами 
Посмотрим вверх на солнце с облаками… 
Дадим надежду тем, кто с нами рядом, 
А сгоряча судьбу решать не надо… 

Давайте — не разрушим, а построим! 
Давайте - не разделим, а удвоим… 
Вот стих к людской агрессии с протестом… 
Добро на воле, злоба — под арестом…

***********************************************************************************************

             

Ребенок спит с родителями

Иногда ребенок спит с родителями в одной постели. Бывает, что дети приходят к родителям в постель, когда им приснилось что-то страшное, и они хотят побыть рядом с родителями, чтобы успокоиться.

Родители могут разрешить ребенку побыть с ними несколько минут, успокоить ребенка, объяснив, что это был просто страшный сон и реальной опасности нет. А  потом нужно попросить вернуться ребенка к себе в комнату. Если ребенок маленький, то родители могут проводить его в комнату, укрыть одеялом и пожелать спокойной ночи.

Лучше всего отучить ребенка спать с родителями в одной постели. Плохой практикой также является разрешение детям приходить к родителям в  спальню. Нужно объяснить детям, что родителям нужно побыть одним, что родители хотят, чтобы им было удобно в постели и дети не должны ночью нарушать их покой. Если же ребенок все равно приходит ночью в родительскую постель, родители должны настоять на том, чтобы ребенок вернулся к себе. Если ребенок сопротивляется, то один из родителей должен взять его за руку и отвести обратно в его комнату. Если родители проявляют твердость, то дети рано или поздно отказываются от такого поведения.

Автор статьи: Ольга Цейтлин, семейный психлог

*********************************************************************************************

   

Азбука воспитания

  1. Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
  2. Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
  3. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
  4. Если ребенок живет в упреках, он учится с чувством вины.
  5. Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
  6. Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
  7. Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
  8. Если ребенок растет в честности, он учится быть правдивым.
  9. Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
  10. Если ребенок переживает, он учится ценить себя.
  11. Если ребенка понимают и дружелюбно к нему относятся, он учится находить любовь в этом мире.

**********************************************************************************************************************************************

Баловать нельзя воспитывать. где тут поставить запятую

МЕДВЕЖЬЯ УСЛУГА

Не избаловать своего ребенка, наверное, одна из самых сложных задач для родителей. Ведь так хочется видеть его счастливым, радоваться вместе с ним! Многие считают, что в детстве надо баловать свое чад< как можно больше - негативных эмоций он еще нахлебается в жизни! Но самое интересное; чем больше вы идете на поводу у своего дитяти, выполняя все его желания, тем больше неприятностей его ожидает' в жизни.
Избалованный ребенок часто напоминает человека, которое испортили деньги. У внезапно разбогатевшего вдруг обнаруживается дурной характер, стремление помыкать окружающими капризность и высокомерие. Ситуации разные, но объяснена одно: когда возможностей у нас гораздо больше, чем желаний ничего хорошего из этого не вы ходит. У избалованных детей развиваются такие качества, как невнимательность, повышенная эмоциональность, жадность. Ребенок не стремится к самостоятельности, не способе" полноценно общаться со сверстниками.
В родительские обязанности входит важное дело - объяснить своему чаду некие "правила игры", нормы, которые он должен соблюдать, чтобы не осложнять жизнь себе и окружающим. Балуя малыша сверх меры, взрослые оказывают ему поистине медвежью услугу. Ребенок очень быстро усваивает, "кто здесь главный" и вокруг кого вертится Земля. Само собой, другие люди так считать не будут, и это неизбежно приведет к конфликтам i обидам.
Что же делать? Выход в том чтобы, балуя своего малыша одновременно заботиться о раз-витии у него тех качеств, которые помогут ему стать настоя щей личностью.

КАК ВЫРАСТИТЬ КАПРИЗУЛЮ

Избалованным ребенка делает не столько большое количество подарков, сколько непос-ледовательность в воспитании. В жизни малыша должно быть как можно больше стабильности, чтобы он усвоил: "так надо", "так правильно". Он еще не способен понять, что в мире существуют интересы других людей и что их реакции различны. Когда ребенок сталкивается с этим, в его душе возникает смятение: он уже не знает, что можно, что нельзя. И начинает манипулировать взрослыми.
СИТУАЦИЯ: мама и папа что-то запрещают малышу, а бабушки-дедушки разрешают, при-чем с удовольствием и искренней радостью. В такой обстановке "двойных стандартов" ребенок ощущает себя умнее и хитрее всех и начинает играть на чувствах близких.
Урок для взрослых: четко договоритесь между собой: по каким правилам воспитывать ребенка. И ни в коем случае не позволяйте их нарушать.
СИТУАЦИЯ: один и тот же поступок малыша вчера вызывал у вас лишь мягкую улыбку, а сегодня - сцену негодования. Реакция ребенка - чувство, что с ним поступили несправедливо, и желание добиться того, что еще недавно было "можно".
Урок для взрослых: за одинаковые проступки должно следовать одинаковое наказание. Будьте щедры на похвалы, но не делайте вид, что ничего не случилось, если ребенок действительно виноват.

ЧЕГО ЕМУ НЕ ХВАТАЕТ?

У избалованных детей отсутствуют навыки, которые крайне необходимы для жизни.
1 Умение сделать выбор. Это очень сложно даже для взрослых. Но выбирать придется все время. Поэтому надо обязательно учить этому ребенка с раннего возраста. Обсуждайте с ним какие-то свои поступки и решения. Когда есть возможность, интересуйтесь его желаниями. Что бы он хотел на завтрак? Почему? Советуйтесь с ним, хвалите его, подчеркивая, что он "уже совсем большой". При этом старайтесь постепенно научить сына или дочь находить критерии выбора. Допустим, вы собираетесь купить своей девочке платье. Вы можете вместе с ребенком выбрать фасон, обсудить цену вещи, ее внешнюю привлекательность и соответствие сезону (или цели - если это праздничный наряд). Припомните, где вы видели платьица, которые подошли бы вам, и отправляйтесь за покупкой.
2 Умение ждать. Без этого навыка приходится очень тяжело. Вам необходимо дать понять ребенку, что многие его желания не могут быть осуществлены сию же секунду. Не бросайте все свои дела, если видите, что чадо беспричинно от вас чего-то требует. А иногда можно и сознательно откладывать какие-то приятные (но не слишком важные) вещи для малыша. Например, поход в кинотеатр на мультик запланируйте на следующие выходные. Но здесь главное - оправдать детские надежды и сделать то, что пообещали. Так вы покажете пример поведения взрослого человека и научите ребенка ждать. Кстати, вам может помочь... копилка! Дети обожают копить, и сумма, потраченная по своему усмотрению, приносит колоссальное удовольствие ребенку.
3 Умение считать деньги. Часто взрослые стараются оградить малыша от денежной темы. И напрасно! Начиная с четырех-пяти лет, с ребенком можно говорить, что такое деньги, обсуждать цены, покупки, семейный бюджет. Так ему будет легче понять вашу озабоченность материальными вопросами.
Не отказывайте малышу в. карманных деньгах. Чтобы он не чувствовал себя "белой во-роной" среди товарищей, давайте столько, сколько принято иметь в их коллективе. Но при этом "порядок выплат" и сумма, скажем, за месяц, должны быть обговорены вами вместе и заранее.

ПРЫГАЛКИ ВМЕСТО КУКЛЫ

Дочка требует пятнадцатую куклу, а поиграв с ней вечер, бросает. Сын просит купить все новые и новые машинки, которые потом, забытые им, пылятся на полках. Излишества ведут к пресыщению, а это - самый верный путь к избалованности.
Итак, ваш ребенок просит очередную куклу или машинку? Попробуйте предложить ему конструкторы, головоломки, пазлы! Всего этого полно? Тогда купите парочку настольных игр, в которые можно играть вместе с друзьями. Малышу хватает спортивных игрушек? У него есть мяч, прыгалки, детский дартс, качели? А может быть, его заинтересует маленькое пианино?
Словом, разнообразие в игрушках - хороший способ дать ребенку возможности для развития, при этом не избаловав его.

"НЕ ХОТЯТ ИГРАТЬ СО МНОЙ"

Избалованный ребенок часто бывает одинок - с ним не хотят играть другие дети. Рав-нодушие, нечуткость, неумение договариваться отталкивает от него друзей. Чтобы такого не произошло, постепенно, ненавязчиво помогайте малышу сопереживать другим. Для этого лучше всего подходят детские стихи и истории - например, "Денискины рассказы". После прочтения поговорите с ним об этом.
Обращайте внимание ребенка на переживания телегероев. Талантливые детские кино- и мультфильмы сделаны так, чтобы малыш мог испытать разные чувства: гнев к "плохим", сочувствие к "хорошему" герою.
Однако все эти усилия будут бессмысленны без подкрепления реальными делами. По-этому делайте вместе с малышом как можно больше полезного или приятного для других: повесьте кормушки для птиц, приготовьте особый подарок для папы, угощайте соседских детей. И тогда вы можете не беспокоиться, что ваш ребенок вырастет избалованным.

  

Воспитание без наказания. Воспитание детей с использованием естественных и логических последствий их поведения

К сожалению, наш родительский опыт доказал, что воспитание детей в семье при помощи крика, критики, увещеваний, чтения нотаций и  поучений не дает желаемого результата.Телесные и физические наказания детей делают их поведение только хуже.

Использование традиционных методов семейного воспитания не улучшает отношений между родителями и детьми, и часто их использование встречает сильнейший протест ребенка и вызывает все более изощренные детские манипуляции.

Родителям бывает сложно понять, в чем ошибки воспитания и  почему дети больше не желают положительно реагировать на те методы воспитания, которые были эффективны, когда они сами были детьми.

Консультант должен помочь родителям понять, что теперь они живут в другое время и в другом мире, где дети больше не приемлют авторитарной системы взаимоотношенийи будут бороться с теми, кто пытается на них давить, а в случае наказания будут стремиться отомстить. Поэтому родители вынуждены учиться новым приемам воспитания, которые отрицают любой вид давления и  доминирования.

Перед родителями встает вопрос: Как воспитывать детей без наказания, и возможно ли это в принципе?

Для детей и подростков, осознанно игнорирующих правила семейной и  общественной жизни предлагается воспитательная система естественных и  логических последствий, основанная на принципах сотрудничества.

Это система, в которой ребенок может соотнести последствия своего плохого поведения со своими же поступками. Например, одна моя клиентка рассказала мне, что ее сын мечтал о велосипеде, но потом, когда велосипед ему купили, сын упорно бросал его без присмотра на улице, и в конце концов велосипед украли. Вместо того, чтобы читать нотации своему ребенку о том, как плохо он поступил, я посоветовала ей использовать естественные последствия этого происшествия. Раз велосипед украли по недосмотру ребенка, то ему придется ходить без велосипеда до тех пор, пока он не накопит деньги на покупку нового. Моя клиентка сказала своему сыну, что она не должна покупать ему за свои деньги новый велосипед вместо украденного. Но она не должна была и ругать или винить его. Утрата велосипеда заставит ее сына понять, как правильно обращаться со  своей собственностью.

Надо различать естественные и логические последствия поведения ребенка. Естественные последствия наступают безкакой-либо специальной подготовки.

Например, многие родители подростков жалуются на консультации как трудно разбудить ребенка утром в школу. Часто это превращается в настоящие мучения для родителей – все эти многократные напоминания и побудки. Родитель, придерживающийся системы воспитания без наказания позволит естественным последствиям научить ребенка вставать вовремя без напоминаний. Ведь если ребенок не просыпается вовремя, а родитель в это не  вмешивается, то наступает естественное последствие – он опаздывает в школу. При этом родитель может сохранить свои дружеские отношения с ребенком, поскольку мама или папа в этом не виноваты и не несут ответственности за имевшую место неудачу.  

Логические последствия наступают по предварительной договоренности родителя с ребенком. Например, однажды ко мне за консультацией обратилась Татьяна, чьи двое сыновей никогда не убирали за собой игрушки, книги и одежду. После консультации Татьяна сообщила своим детям, что если к  определенному времени порядок в комнате не будет наведен, то все валяющиеся вещи будут убраны в некую коробку, из которой ничего нельзя будет забрать в  течение определенного времени (в ее случае 3 дня). Результат был не совсем обычным. Дети, не желая лишаться своих вещей, поддерживали порядок, а первой вещью, которая попала в эту коробку, была сумочка Татьяны с ключами и  документами от машины. К чести моей клиентки, она оказалась на высоте и подала детям хороший пример, в течение срока «ареста» сумочки она пользовалась общественным транспортом.

Воспитательная система, основанная на применении естественных и  логических последствий должна внедряться родителями постепенно.

Обычно на консультации выясняется, что текущее конфликтное состоян

Дети на отдыхе. Кто отвечает за безопасность?

             Скоро отзвенят  последние школьные звонки. Начнется  пора летних каникул. И если для ребят это свобода, отдых и множество новых впечатлений, то для родителей - забота о том, как организовать их отдых, чтобы они не были предоставлены сами себе и провели каникулы с пользой. 

         В республике действует развитая сеть детских лагерей различной направленности - школьных, загородных, спортивных, профильных, палаточных, трудовых, в которых ежегодно оздоравливаются сотни тысяч белорусских детей. Есть широкий выбор занятий в учреждениях дополнительного образования, экскурсионных поездок и др. Но организованный отдых занимает только часть летних каникул, остальное время дети проводят дома или на даче, и не всегда под присмотром взрослых. Именно на летний период приходится большинство несчастных случаев с детьми. 

         Как сделать так, чтобы детский отдых был не только насыщенным, интересным и полезным, но и безопасным? Что должны знать родители, чтобы их дети не попадали в опасные ситуации? Какие меры принимаются в детских оздоровительных учреждениях, чтобы предотвратить несчастные случаи? Кто несет ответственность за безопасность детей в лагерях?

         В 2013 году изменилась нормативная база, появились новые требования к форме и содержательного наполнения работы оздоровительных лагерей. Основной документ, регулирующий вопросы деятельности оздоровительных лагерей в целом, - это постановление Совета Министров № 662 от 2 июня 2004 года "О некоторых вопросах оздоровления детей". И как раз в этот документ постановлением Совета Министров от 18 января 2013 года № 43 были внесены принципиальные изменения. 
         Согласно документу, теперь в лагерях с дневным, а также с круглосуточным пребыванием, организованных на базе стационарных оздоровительных лагерей, санаторно-курортных, оздоровительных и других организаций, используемых для этих целей, организуется оздоровление детей от 6 до 15 лет, а детей-инвалидов, детей с особенностями психофизического развития - в возрасте от 6 до 18 лет. 
         В лагерях по профилям, направлениям деятельности (кроме оздоровительных лагерей труда и отдыха) осуществляется оздоровление детей в возрасте от 6 до 18 лет, в лагерях труда и отдыха - от 14 до 18 лет. 

       Причем лагеря труда и отдыха организуются при возможности обеспечения работы детей в организациях, осуществляющих виды деятельности в сферах образования, строительства, охраны окружающей среды, сельского хозяйства, оказания услуг. Единственное исключение - возрастное ограничение "до 15 лет" не распространяется на образовательно-оздоровительные центры и НДЦ "Зубренок". Здесь принцип другой: главное условие направления в такой центр - высокие показатели в учебе или активное участие в общественной жизни. 

         Согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 18 января 2013 года № 43, дети в возрасте 15-17 лет оздоравливаюся в лагерях по профилям, направлениям деятельности, реализующих образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи. Сегодня  выделяются    технический,    туристический,   эколого-биологический,       труда    и   отдыха,         художественный,          культурно-досуговый и ряд других профилей. 
         В рамках "обычного" оздоровительного лагеря могут создаваться профильные смены, направление которых определяется учредителем лагеря. В содержании работы лагерей по профилям, направлениям деятельности приоритетным является овладение воспитанниками практическими навыками и умениями в определенном виде (видах) деятельности, а также укрепление здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни, развитие личности, формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, организация свободного времени, профессиональная ориентация.

От того, как организован досуг детей, зависит не только то, какие впечатления они получат, но и их безопасность. Ведь когда они заняты – у них меньше времени и возможностей на всякие глупости. Однако часто бывает, что запланированные и красиво оформленные планы мероприятий так и остаются на бумаге. В реальности же дети страдают от безделья и скуки. А потом мы удивляемся, как они оказались одни на озере или в придорожном кафе… Отвечает ли администрация лагеря за выполнение заявленных планов? 

         Руководитель лагеря, его заместитель, воспитатели, другие педагогические и медицинские работники несут ответственность прежде всего за безопасность жизни и здоровья детей, находящихся в воспитательно-оздоровительном учреждении образования, а для того чтобы это обеспечить, должна быть организована занятость детей, которая планируется. Кроме того, оздоровительный лагерь реализует программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, на основании которой и планируется работа лагеря. При возникновении определенных условий (плохие погодные условия, некие технические проблемы) в план могут вноситься изменения, но это не должно быть системой.

(из ответов главного специалиста отдела социально-педагогической, физкультурно-оздоровительной работы и охраны детства Министерства образования Беларуси Тамары Ореховой, старшего инспектора управления профилактики Министерства внутренних дел Олега Максимова и начальника управления надзора и профилактики Министерства по чрезвычайным ситуациям Владимира Рафальского на онлайн-конференции в 2013 году)

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.